Звернення Ш.О. Амонашвілі до українського народу

Звернення Ш.О. Амонашвілі, доктора психологічних наук, професора,  почесного президента МЦГП, академіка Російської академії освіти до українського народу

Лично Украине

(Строматы Ш.А.Амонашвили,  доктора психологических наук, академика Российской Академии Образования, иностранного член Академии Педагогических  Наук Украины, руководителя Международного Центра Гуманной Педагогики)

О, Великая Сущность по имени Украина! Среди твоих сыновей и дочерей есть одно прекрасное сословие, Твоя гордость, Твоя честь и Твоя надежда – это учителя. Они тихие, мирные, творческие строители будущего своей Родины – они воспитатели достойных граждан страны. Хочу обратиться к ним, но не с наставлениями (ибо не осмелюсь потомкам Ушинского и Сухомлинского, Пирогова и Макаренко давать наставления), а с пожеланиями, хочу поделиться с ними мыслями, которые одолевают меня.

Дорогие учителя и воспитатели молодого поколения Великой Страны! Примите, пожалуйста, мое почтение и любовь. Я так часто бываю в Украине, такие у меня образовались близкие и родственные по духу связи, что судьба ваша вплелась в мою жизнь: радость ваша радует меня, борьба ваша задевает меня. Так позвольте вообразить себя простым учителем Украины, сердце которого ранено осколками взрыва прошлого, а разум озабочен будущим своей Страны, и примите мое обращение к вам, обращение любящего вас учителя.

Дорогие друзья-коллеги! Наступило время испытаний, сложное время, когда надо переосмыслить прожитое и делать выводы. Мы с вами знаем закон причин и следствий: «Что посеешь, то и пожнешь»,- говорит народная мудрость. Время, которое мы с вами сейчас переживаем, есть следствие прошлого. Народ встряхнул с себя груз прошлого, с которым нельзя, недостойно войти в будущее. Народ обновляется. Это не то, что из гардероба достать новый костюм, чтобы переодеться и выйти в люди. Это гнев, возмущение, борьба, свержение, жертва, подвиг, не обошлось и без пролития крови.

Это время испытаний. Кто-то будет оплакивать прошлое, кто-то поспешит покинуть корабль, кто-то отколется, кто-то с оружием в руках станет на стражу, кто-то засучив рукава и затягивая пояс терпеливо и с надеждой будет строить новое, кто-то возьмет на себя смелость принять власть и поведет свой народ мудро и осторожно. Многие заблудятся, соблазнятся, но народ выстоит и проложит себе путь.

А учителя в народе – это особая категория людей, они – надобщественное явление, они те, которые берегут и взращивают дух и культуру народа, облагораживают разум народа, вселяют в сердца людей любовь и доброту.

Время это и для испытаний каждого из нас. Каждый пусть превратится в философа, чтобы задуматься над определением и уточнением смысла своей педагогической жизни. Что это за время, в котором мы оказались: время жатвы или время посевов?

Если это время жатвы всех прошлых дурных посевов, и мы займемся выискиванием провинившихся, их осуждением, озлобимся, начнём судить других, то получится, что мы застрянем в архивах злопамятства, и искусственно продлим то прошлое, от которого хотим избавиться. Народ, который устремлен в будущее и верит в него, возьмет из прошлого только то, что ускорит его движение, а об остальном скажет так же, как сказал Иисус Христос: «Пусть мертвые хоронят своих мертвых».

Если мы, учителя, превратимся в жнецов и забудем о посеве, то о нем забудет и весь мир образования. Учитель не жнец, это не наша профессия. У нас другая миссия: мы сеятели самых отборных семян любви, добра и знаний. Мы должны успеть это сделать, пока «поле» греется солнцем и орошается майским дождем.

Страна, народ стремятся к свободе духа и диктатуре совести. Это лучшие стремления, возвышающие, облагораживающие. А к чему стремимся мы – учителя? Что мы хотим привнести в эти устремления собственного народа? Наша участь в этом великом деле решающая: мы те, кто в состоянии исполнить мечту народа, и получится это у нас через воспитание нынешнего поколения детей.

Конечно, какая бы не пришла власть, она будет следовать общей инерции других стран и потребует от нас исполнения стандартов образования, по той же инерции будет стандартизировать нас самих. Не будем обижаться. Сказано: отдайте кесарево кесарю. Потрудимся на славу и отдадим кесарю дань с таким качеством, чтобы тот гордился нами, гордился образованием своего народа.

Но мы же знаем, что самую главную и самую прекрасную дань должны отдать Богу. Он требует от нас не наполнение детей образовательными стандартами, а воспитание, развитие, взращивание в каждом ученике воли духа, нравственности, веры, любви, добра и устремленности к Свету. Если кто из нас, в силу своей молодости и неопытности, или же в силу замкнутости в своем авторитаризме, не успел обновить свое сознание, то пусть пофилософствует о времени, которое настало и которому нет возврата – оно вам и подскажет, и убедит в необходимости обновления.

Пора отбирать зерна для посева. Нельзя допускать, чтобы в них прокрались такие вредные сорняки, которые не раз отравляли нам жизнь. Будем зоркими, чтобы не упустить при отборе злобу и ненависть, зависть и жестокость, алчность и мщение, грубость и сквернословие, самость и гордыню, бездушие и безразличие… Их надо собрать и сжечь, чтобы впредь они не оскверняли наше образовательное пространство.

Проявим мудрость и не будем творить в сознании наших детей образ врага; мы не знаем, как изменятся обстоятельства и какие наступят времена спустя 10-20 лет. Нам лучше открыть более утонченные способы воспитания в детях чистой, преданной любви к Родине, развить в них чувство служения Родине, дать им глубокие знания об истории, о культуре Украины, воспитать бережное отношение к родному языку, уважение к родной литературе. Таким образом исполним завет Константина Дмитриевича Ушинского о том, что национальная школа должна служить своему народу, должна воспитывать граждан своей страны.

Если кто-либо из нас не успел еще расширить свое сознание понятиями духовности и гуманности, пора это сделать. Время испытаний проверяет нашу педагогическую совесть: будущее не потерпит авторитарного учителя, оно требует воспитания свободы в сочетании с долгом и ответственностью. Без расширения сознания, без понимания того, что ни хлебом единым жив человек, и что воспитание духа есть наша первостепенная забота, можем навредить будущему. «Истинный гуманизм есть воспитание духа человеческого, а не только формальное образование», - говорил Константин Дмитриевич Ушинский.

Нам нужно освоить родную классическую педагогику. Какая еще страна имеет сразу трех классиков педагогики мирового уровня! К.Д.Ушинский, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский – это вершины педагогического сознания. Время испытаний проверяет нашу совесть: педагогическим коллективам школ и образовательных учреждений нужно создавать свои авторские концепции и программы на основе идей Ушинского или Сухомлинского, Пирогова или Макаренко и жить по ним. В каждом городе, в каждом регионе должно быть несколько таких авторских школ на радость детям, их родителям и обществу. Труд учителей в таких школах превратился бы в сплошное творчество и служение.

Какие у нас сложились отношения с нашими детьми, и что их скрепляет: любовь и взаимопонимание или власть и принуждение? Действует ли закон Сухомлинского: без духовной общности воспитание не состоится, или инерция авторитаризма не позволяет многим из нас преодолеть в себе прошлое, отжившее. Наступило время испытаний: сможем ли мы возвыситься до принятия и утверждения закона Сухомлинского, найдем ли в себе мудрость и силы, чтобы войти в духовную общность с нашими воспитанниками и учениками. Дети ждут от нас такого подвига.

Время испытаний требует, чтобы мы определились в целях образования. Кого мы воспитываем, что мы хотим вложить в наших детей? Родители обычно отвечают: чтобы ребенок был счастлив. А что такое счастье – университетские дипломы, богатство, власть, слава? Да, для многих в этом и заключается смысл воспитания. А для нас, учителей, в чем он заключается? Если скажем, что в прочных знаниях, то ошибёмся: нужны не прочные знания, а умение обновлять и углублять знания, разбираться в знаниях… Но главное не в этом, а в том, что знания не есть воспитанность. Отношение к знаниям и миру - есть воспитанность. Классические учения и время испытаний подскажут нам: воспитывать нужно благородных и великодушных героев духа. Самой могущественной страной мира стала бы та страна, граждане которой – герои духа, благородные и великодушные. Страна такая была бы непобедима.

Дорогие коллеги-друзья! Неужели будет для вас странным, если со всей серьезностью буду утверждать: учитель реформирует школу, он же и деформирует ее. Да, именно так. Истинные реформаторы образования – это мы сами. Если реформа не произойдет в нашем сознании, то мир образования не изменится. В образовании не будет тепла и радости, пока тепла и радости не будет в наших сердцах.

Время испытаний предъявляет нам счет: изменяться самим, обновляться душой и сердцем. Может быть, кто-то уже преуспел в этом деле. Похвалим таких и возьмем их в пример. У вас есть раздражение? Избавьтесь, пожалуйста, от этого зверя. Вы злой и грубый? Боже упаси – ученики ваши возненавидят вас. Вы мстительный? Не годится…

В образовании действуют аксиомы: доброта воспитывается добротой; любовь воспитывается любовью; честность воспитывается честностью; благородство воспитывается благородством и т.д. Так что, сами можете перепроверить себя в духе исторического времени испытаний и заняться очень сложным, но весьма необходимым делом – самосовершенствованием, самовоспитанием. Возраст здесь не помеха.

Закрываю глаза и воображаю, каким будет образовательный мир в Украине, спустя совсем немного времени. Он будет самым гуманным и светлым. Я радуюсь вместе с вами, мои дорогие и любимые друзья-коллеги.

Желаю вам высшего вдохновения и творчества.

© 2022 Хмельницька гуманітарно-педагогічна академія
29013, м.Хмельницький, вул.Проскурівського підпілля, 139
(0382) 79-53-55